КНИГА МОИХ ПУТЕШЕСТВИЙ, или ОТЧЕТЫ О ПОЕЗДКАХ

В ПОИСКАХ ВЕПРЕВА КОЛЕНА
(Чехия, Германия, Австрия, 23-30 ноября 2008 г.)



 

Эти заметки появились на свет не одновременно. Я никогда не писал дневников, стихов и мемуаров. Написать письмо – для меня непосильный труд. Но на письма отвечать приходится, чтобы не обижать корреспондентов. А написать что-то для себя самого – нет уж, увольте! Ведь себя-то, в отличие от уважаемых моих корреспондентов, я обидеть могу. В какой-то момент мне почему-то захотелось зафиксировать несколько эпизодов из своей второй поездки в Европу, чтобы не забыть подробности, ведь не все их вспомнишь через годы, а комментировать внукам свои старые фотографии, надеюсь, придется. И получилось так, что вчера я вспомнил одно, сегодня – другое, и быстро, чтобы не забыть, записал эти всплески памяти здесь. Со временем таких кусков стало больше, затем появились связки между ними, фотографии с комментариями...


Где-то за месяц до поездки
Челябинск

Один из героев повести Кира Булычева «Ваня + Даша = любовь» сказал:

Вот и осень наступила,
Очень грустная пора.
Как кроссовкой наступила.
Я той осени не рад.

Осенью 2008 года я был с ним совершенно согласен – мерзкая, дождливая, с ночными заморозками, она портила не только обувь и одежду, но и настроение. В ноябре нужно было ехать в Москву по делам на несколько дней и месить столичную снежную слякоть ногами. А очень хотелось рвануть куда-нибудь, где чисто и тепло. И вот тут-то знакомые из местного турагентства, посмотрев на мою кислую, замученную физиономию, предложили отправить меня в Европу задешево. Дешевой оказалась Прага, но с вылетом из Москвы. А ведь я как раз буду в Москве – все сходится! Единственное мое требование к туру – никаких включенных экскурсий, только перелет и отель. Такой тур легко нашелся: фирма «Нева» предлагала провести восемь дней в Праге с проживанием в трехзвездочном отеле «Пражские апартаменты» («Prague's Apartments»), перелетом чартером в Пардубице, а также трансфером из аэропорта в отель и обратно. И все это за смехотворные 9300 рублей при одноместном размещении. Правда, сюда необходимо было добавить 2700 рублей за визу и 600 рублей топливного сбора. Итого 12600 рублей за неделю в Европе. Я сразу же согласился. (Напомню, что евро в тот момент стоил тридцать шесть рублей.)

Домашние отпустили, конечно, со скрипом, но что делать, если сами они со мной поехать не могли – работа, заботы... Но ехать совсем одному было скучно и не совсем комфортно, ведь пришлось бы целыми днями в одиночестве топтать брусчатые тротуары Европы, поэтому я соблазнил своих знакомых – Сашу и Олю – отправиться вместе со мной. Вот только перелет через Москву и долгие стыковки их серьезно напрягали, но не ехать они уже не могли – загорелись. Пришлось искать другие варианты с перелетом из Челябинска. Нам помог «Капитал-тур», согласившийся исполнить ту же программу, что и «Нева», только с двумя отличиями: был предложен другой отель («Олимпик Тристар») и перелет авиакомпанией «Калининградские авиалинии» из Челябинска в Прагу с посадкой в самом западном российском городе. Но и цена этого варианта отличалась от моего почти в два раза. Саша с Олей были готовы к такому повороту событий, цена их в конечном счете устроила, и они спешно оплатили и забронировали тур. Попасть в Прагу они должны были на день раньше меня, так же на один день раньше им предстояло вернуться домой.


За неделю до поездки
Челябинск

Контрольный звонок в турагентство. Выяснилось, что документы будут готовы только на днях. А мне на следующий день нужно уже было ехать в Москву. Договорились, что, как только будет известно о визе, меня порадуют телефонным звонком.


За три дня до поездки
Москва

Звонков из домашнего турагентства не было, никто не спешил меня радовать известиями о выданной мне шенгенской визе, поэтому на всякий случай решил заехать в московский офис «Невы» сам. Заехал, нашел отдел по работе с юридическими лицами и с трудом, но все же выяснил, что виза мне дана, и даже заглянул в свой собственный паспорт в руках сотрудницы турфирмы. Паспорт и документы она мне отдать не решилась, но заверила, что я их получу в Домодедово за три часа до вылета. Стало немного спокойнее.


День первый, 23 ноября 2008 г., воскресенье
Москва – Пардубице – Прага

Настала пора ехать в аэропорт. Утренних дел в Москве не осталось, запланированная программа за три дня выполнена, поэтому не спеша освободил номер в гостинице, взял чемодан и поехал на метро в сторону Павелецкого вокзала. Аэроэкспресс за 250 рублей и две трети часа довез меня до аэропорта Домодедово. Аэропорт за последнее десятилетие преобразился: стал просторнее, свободнее, чище, а самое главное – спокойнее, почти без суеты иностранных граждан из южных стран – бывших наших республик.

Первым делом нашел стойку туроператора «Нева» и встал в очередь туристов, ожидающих свои документы. Три часа до вылета – время назначено «Невой».

Ни за три часа, ни за два из «Невы» никто не появился. Напряжение в очереди росло с каждой минутой, вот-вот толпа взорвется – улететь хотелось всем. Кто-то стал звонить по мобильному, пытаясь найти хоть кого-нибудь... За час до вылета (уже заканчивалась регистрация на рейс!) подошла девушка – администратор аэропорта по работе с туристическими агентствами. Она сама открыла шкафчик с документами и раздала всем пофамильно конверты с паспортами и путевками. Кто-то лишь в этот момент узнавал, открыта ему виза или нет. Я был более-менее спокоен, потому что наведался в офис «Невы» тремя днями ранее и с трудом, но все же узнал, что документы мои в порядке, виза получена, паспорт находится в офисе. Конечно, надо было настоять и забрать документы, чтобы не волноваться в аэропорту. Но для этого пришлось бы звонить в челябинское турагентство и просить директора воспользоваться своими связями. Поленился. Но ведь я тогда не знал, как все обернется в Домодедово.

Уже потом, вернувшись домой, я узнал, что екатеринбургский офис «Невы», который оформлял визу в консульстве, чуть было не отправил мой паспорт с визой в Челябинск, когда я в эти дни был уже в Москве. И не встретились бы мы с ним, с паспортом то есть, в нужное время.

Но пока все складывалось в мою пользу, и я пошел на регистрацию. Очередь к стойкам регистрации была приличной, почти на весь самолет. Народ начал присматриваться друг к другу – ведь кому-то из нас предстояло вместе попутешествовать по Европе целую неделю. Затем были таможня, пограничный контроль и досмотр безопасности с раздеванием-разуванием, и через 15 минут я уже шел мимо магазинов дьюти-фри в сторону нужного гейта. Посадку на рейс задержали не очень надолго, максимум на полчаса, погрузили народ в автобусы и увезли по аэродрому на самую дальнюю стоянку, где нас ждал средней потрепанности Боинг-737 авиакомпании «Ямал». С местом в самолете повезло, меня посадили на крыло у аварийного выхода, в том ряду, в котором было всего два кресла, при этом соседом меня не напрягли. Так и летел два с половиной часа один, развалившись на двух местах.

Где-то над Польшей за иллюминаторами стемнело, и прилетели мы в Пардубице уже вечером. При снижении было видно, что земля покрыта снегом, что меня совсем не порадовало. Я-то надеялся, что сбежал от холода и снега в более южную страну, а тут...

Приземлились аккуратно, хотя посадочная полоса бывшего советского военного аэродрома была вся разбита, и трясло на ней при торможении, как на проселочной дороге. Здание аэропорта в Пардубице – бывший самолетный ангар, но никакого дискомфорта от этого я не почувствовал. Внутри здание как здание – с залами, коридорами. Тесноты не ощущалось, но это, наверное, потому, что наш рейс в тот момент был единственным и все пассажиры Боинга поместились в зале прилета. А если рейсов будет два? Тогда, думаю, проблем с очередями и местами для отдыха было бы не избежать.

Сотрудник аэропорта пригласил всех поменять доллары и евро на чешские кроны по хорошему курсу, что все и сделали и, как потом выяснилось, не напрасно – курс был действительно хорошим, в Праге такой нужно было еще поискать, при этом не нарвавшись на комиссию. Я поменял двести долларов на почти четыре тысячи крон, которых мне и хватило на всю поездку.

Прошли, как мне показалось, очень формальную границу: пограничник, почти не глядя, шлепнул штамп в паспорт и пожелал приятно провести время в Чехии. Получили багаж и по указке встречающей пани Ганы погрузились в светло-коричневый трехосный автобус «Мерседес», на котором и доехали до отеля.

По дороге, которая заняла около двух часов, пани Гана рассказала немного о стране, ее столице и поделилась полезными советами относительно отелей, городского транспорта и т.д. Рассказала вкратце и о предстоящих экскурсиях. В мою путевку экскурсии не входили вообще, а я не хотел ходить по Праге толпой, поэтому от пешеходных экскурсий отказался. Погуляю самостоятельно. Отказался и от экскурсий по Чехии – в Чешский Крумлов, Южную Чехию и Карловы Вары. Замки меня не привлекали; в Карловы Вары съездить хотелось, но именно съездить, а не переплачивать втридорога оператору за то, что можно сделать самостоятельно. А вот в Германию и Австрию съездить было интересно, только хотелось выяснить сначала, насколько легко и просто скататься в Дрезден и Вену самостоятельно поездом. Этот вопрос предстояло решить окончательно завтра-послезавтра.

Приехали в отель. Наш отель «Пражские аппартаменты» был первым по пути из Пардубице, поэтому нас завезли первыми. Пани Гана проводила часть приехавших в отель и передала отельному администратору Эдуарду. Эдуард очень кратко и лаконично дал всю нужную информацию об отеле, номерах, ключах и завтраках и выдал каждому по три ключа – от самого отеля, от этажа и собственно от номера. Три ключа всегда в кармане – очень удобно: уходи и приходи когда захочешь, никого не нужно искать, будить и просить открыть дверь.

Все районы Праги имеют номера – от 1 до 14. Прага-1 – центр, Прага-2 – район чуть южнее, Прага-3 – юго-западнее, и так далее, по спирали. Наш отель находился в районе Прага-8, но это не значило, что он был на отшибе, восьмой район города замыкал первое кольцо районов вокруг центра и соседствовал с Прагой-1, что оказалось очень удобно – от отеля до Вацлавской площади можно было доехать на трамвае за двадцать минут без пересадок.

Эдуард рассказал о том, как добраться из отеля в центр города, показал, где находится трамвайная остановка, объяснил, где купить билеты на трамвай и как ими пользоваться. Билеты на городской транспорт Праги бывают двух видов: стоимостью 18 и 26 крон. Их отличия друг от друга заключаются в том, что более дешевые билеты действуют 20 минут, а более дорогие 75 минут. Кроме того, при поездках на метро первые позволяют проехать всего пять станций, вторые таких ограничений не имеют, позволяют пересаживаться с одного вида транспорта на другой и могут также пригодиться для поездок на фуникулере и на ночных трамваях и автобусах.

Я поднялся на третий этаж (лифта в отеле нет) и нашел свой номер. Номер оказался вполне приличным и на первый взгляд удобным. В номере было две кровати: одна на первом этаже, вторая, двуспальная – на втором этаже (деревянной надстройке над коридором, туалетом и душем), шкаф, стол, кресло и стулья. В углу номера располагалась мини-кухня со шкафом, мойкой, плитой и холодильником, в шкафу была вся необходимая посуда, а на столе стоял электрический чайник. Холодильник был пустой и функцию платного мини-бара выполнял только после заказа напитков у администратора. Вполне можно вести самостоятельное хозяйство, чем я иногда и занимался, попивая вечерком чай с булочками.

Туалет и ванна в номере раздельные, по разные стороны коридора. На ванном столике перед зеркалом меня ждали баночки и тюбики с мылом и зубной пастой. Здесь же была и зубная щетка, герметично запакованная – такого я не встречал раньше в других отелях, почему-то все старательно на зубной щетке экономили.

Кухонный уголок и ванная комната в моем номере
Кухонный уголок и ванная комната в моем номере

Обменялись СМС-ками с Сашей и Олей, из которых я понял, что в Прагу они добрались благополучно, устали за день и решили сегодня вечером больше никуда не ходить, а остаться в своем отеле. У меня планы были другие.

Оставив вещи в номере, я решил прогуляться по вечерней Праге и стал прислушиваться к звукам из отельного коридора, чтобы перехватить потенциальных попутчиков, что мне и удалось легко сделать. Через минуту в коридоре появились две девушки, а за ними из номера напротив вышел молодой человек. Все собирались поехать в центр Праги, не глядя на позднее время (часы показывали 18.00). Мы быстро познакомились: девушек звали Лена и Лариса, а молодого человека Александр.

Мы вышли из отеля и пошли в китайский магазин «Вечерка», чтобы купить в нем билеты на транспорт. Эдуард оказался прав – магазин работал, несмотря на вечернее время, и мы купили нужные нам билеты по 18 крон. Двадцатиминутный проезд на трамвае теперь нам был обеспечен. Трамвайная остановка нашлась в пятидесяти метрах от входа в отель, а сам трамвай № 24 пришел точно по расписанию, висевшему на столбе у остановки. В следующие дни мы убедились в том, что транспорт в Праге почти в ста процентах случаев ходит точно по расписанию. Я нажал на кнопку в середине трамваных дверей, и двери открылись. Хорошо, что я знал об этом раньше и нам не пришлось стоять у вагона и приговаривать «сим-сим, откройся» – ведь двери у городского транспорта, включая и метро, открываются только по требованию. Нажми на кнопку – получишь результат! Мы вошли в вагон, прокомпостировали билеты в валидаторе, который немного пожужжал и выплюнул билетик с напечатанными на нем цифрами – текущим временем, чтобы контролер при проверке смог понять, не зайцы ли мы.

Ровно через двадцать минут мы приехали на Вацлавскую площадь. В темноте рассмотреть ее как следует не удалось. Да и непонятно было, в какую сторону идти. Хотелось есть, поэтому пошли наугад – искать вепрево колено.

Ночная улочка Праги
Ночная улочка Праги

Что делают пражане вечером выходного дня? Сидят дома. Что делают туристы в Праге в это же время? Правильно – ищут колено. К тому же – где подешевле. В каждом ресторане цены на блюда свои, и от ресторана к ресторану они различаются, но соотношения цен между блюдами более-менее соблюдаются. Поэтому можно допустить, что в ресторане с более дешевым одним блюдом и все остальное дешевле, чем в соседнем, с тем же блюдом, но более дорогим. Нас интересует свиное (вепрево) колено. По нему и прицениваемся. Благо, меню везде вывешены снаружи, рядом со входом, и нет необходимости каждый раз всей толпой вваливаться внутрь.

Первый ресторан (здесь я умышленно не указываю ни названий, ни адресов заведений не потому, что не хочу создавать им рекламу или антирекламу, а потому лишь, что в их обилии не запомнил ни того, ни другого) дает цифру, от которой можно отталкиваться, – 249 крон. Идем дальше – 239 крон, еще дальше – 289 крон... Все это за 1 кг пресловутого чешского национального блюда.

Через час блужданий по узехоньким и уже спящим улочкам нашли ресторан за 189 крон «вепреколенной» стоимости. Зашли, сделали заказ. Пока ждали горячее, сжевали соленые крендели и выпили пиво. Точнее, пиво пили Александр с Леной и Ларисой, а я пил апельсиновый сок. Пить сок в ресторане Праги – нечто ненормальное. Кому ни расскажешь – или смеются, или сочувствуют. Что для меня из этого лучше? Так и не понял. Редкий извращенец! Странный тип!

Подают колено. Вот оно! Увидели наконец-то! Барахло... опять же на мой «извращенный» вкус. В 1 кг вепрева колена содержится: 700 г костей, 100 г кожи и 100 г сала. А, ну да, и 100 г собственно мяса. И все это за 300-400 р. Хотя, говорят, мяса бывает и больше, но мне на глаза не попалось. В общем, на любителя. Бывают же любители куриных крылышек; по-моему, это еще хуже: кожа, кости, перья... А кушать-то что?

Я заказал гуляш в хлебе – оказалось очень вкусно и недорого.

Гуляш в хлебе
Гуляш в хлебе

Попросили счет, поторговались за чаевые с официанткой, рассчитались и пошли гулять дальше.

Вообще-то я никогда раньше не замечал за собой топографического кретинизма, но в ночной Праге я потерял ориентацию. Стыдно, но приходится это признать.

Мы вышли из ресторана и продолжили плутать по свитым в кольца и спирали улочкам и вышли туда, куда я совсем не ожидал – к Карлову мосту.

По моему разумению, он должен был находиться совсем в другой стороне. Видимо, не рассчитывали его здесь увидеть и мои спутники, потому что мост никто из них сразу не узнал. Мы долго гадали: что же это за площадь, что же это за ворота? И только через пару минут Александр сообразил, что это Карлов мост. Оказалось, Александр был уже в Праге в юном возрасте и кое-что помнил с тех пор. Для остальных город был в новинку. К сожалению, на следующее утро Александру пришлось срочно вылететь обратно в Москву, что-то там случилось... А мы остались без самого «опытного» туриста в нашей компании.

Мы вышли на Карлов мост и пошли по нему на другой берег Влтавы. Ночью ничего толком на мосту рассмотреть не удалось. За рекой справа возвышалась крепость – чудо в ночной подсветке! Полюбовались на нее, тогда еще лишь догадываясь, что это Пражский град. Подтвердилось это только на следующий день. Вот в этом, наверное, и есть прелесть самостоятельных путешествий – встретить неизвестное и самим раскрыть его тайну, без подсказок гидов и экскурсоводов.

Фотографии ночью получались отвратительные, и я решил не мучать себя и технику, а просто погулять по очаровывающим средневековым улочкам. Гулять мы продолжили в районе Мала Страна, что начинался после Карлова моста. Шли туда, куда вела дорога и шли люди. Людей сталновилось все меньше и меньше, и скоро мы остались практически единственными людьми на улочке – не считать же человеком то измученное в застенках существо, что тянуло к нам руки сквозь решетки подвала. Хорошо хоть пленник оказался всего-навсего тряпично-восковым, а то мог бы испугать до жути, ведь все было на его стороне: и ночь, и красноватый свет, пробивающийся из подвала, и безлюдная улочка средневековья.

Благополучно избежав встречи с другими подобными участниками акции по нашему запугиванию, мы поднялись несколько раз по лестницам и вышли на площадь перед Пражским градом. Ворота в град были закрыты – уже полночь. Людей на площади единицы. Перед газоном закреплен на стойке ящик с одноразовыми бумажными пакетами со смущенной и прикрывшей мордочку лапкой собачкой, изображенной на картинке. У нас бы эти пакеты растащили хозяйственные прохожие и хранили бы в них лук или хлеб, а здесь пакеты были на месте и ждали очередную собачку с хозяйкой или хозяином, чтобы наполниться тем, чему негоже лежать на газонах и тротуарах и подставлять себя под ботинки очередной «жертвы», как это бывает у нас повсеместно.

Пакеты для собачьих дел
Пакеты для собачьих дел

Видом на черепичные крыши со смотровой площадки у Пражского града насладиться в ночной темноте не удалось, и мы пошли вниз искать метро, чтобы вернуться в отель. Спустившись вниз от града и немного поплутав по улочкам, мы встретили двух полицейских, которые подсказали нам кратчайший путь к метро. Ближайшей оказалась станция метро «Малостранская», в вестибюле которой мы купили каждому по одному билетику за 26 крон, прокомпостировали их на входе и спустились к поездам. Минут через пять подошел почти бесшумный, современно выглядящий состав, и мы, не забыв нажать кнопку не дверях, вошли в сименсовский вагон, расселись на удобных сиденьях и поехали в сторону нашего отеля, с пересадкой на станции «Мустек». Через полчаса доехали до станции «Пальмовка» и вышли наружу. Дождались трамвая и на нем (и все том же билете за 26 крон) добрались до отеля. Шел второй час ночи, пора было ложиться спать, чтобы утром продолжить знакомство с уже понравившейся замечательной Прагой.


День второй, 24 ноября 2008 г., понедельник
Прага

Согласно нашим планам, первое утро в Праге должно было начаться в восемь тридцать. На это время мы назначили встречу с Сашей и Олей возле моего отеля. Чтобы не опоздать, я появился в ресторане на завтраке ровно в восемь. Получаса мне вполне хватило на то, чтобы съесть полдюжины бутербродов с нарезкой из ветчины и сыра и выпить кофе с парой булочек. Было даже горячее блюдо. Забегая вперед, можно отметить, что гоячее каждое утро отличалось от предыдущего. Например: в первый день был суп, во второй – вареные яйца, в третий – макароны по-флотски, и так далее. Очень неплохо для континентального завтрака в простеньком европейском отеле.

Ровно в полдевятого я вышел на крыльцо. Свежее, чуть морозное утро с инеем вдоль бордюров встретило меня вместе с моими земляками – Саша с Олей уже ждали меня. Встреча оказалась приятной: надо же было преодолеть четыре тысячи километров, чтобы в чужой стране, выйдя на улицу, случайно встретиться со знакомыми с Урала! Конечно, насчет «случайно» я немного преувеличил, но чего не сделаешь ради высокой литературы.

Как я и просил, Саша с Олей накануне обзавелись местными сим-картами чешского подразделения «Vodafone». Не забыли они и обо мне, поэтому я сразу же сменил карту в своем телефоне, вернулся в отельный ресторан и оставил свой новый номер моим вчерашним попутчицам, чтобы можно было созваниваться в случае необходимости. Сделал контрольный звонок в Челябинск, сообщил номер домашним, чтобы и с семьей оставаться на связи. И очень дешевой, к тому же.

Еще дома, перерыв кучу сайтов российских и чешских сотовых операторов, принял решение, что в Европе меня будет обслуживать «Vodafone». Почему? Ответ очень прост: входящие бесплатны, исходящий звонок на другой «Водафон» обойдется примерно в 4 рубля за минуту, звонок на чешский городской номер – около 10 рублей, звонок в Россию – 12 рублей, звонок в Россию, если вы находитесь в роуминге (например, в Германии) – 18 рублей, входящие в роуминге – 7 рублей за минуту. Сначала нужно купить саму сим-карту за 200 крон. Эта же сумма попадет на ваш счет, но для этого потребуется начальная активация. На карте указан номер, по которому нужно позвонить и в автоматическом режиме выполнить активацию (робот говорит на чешском и английском языках). Пополнить счет можно скретч-картами по 200 или 500 крон. Для получения более актуальной информации смотрите сайт оператора «Vodafone» в Чехии: www.vodafone.cz.

Вопросы с мобильной связью успешно решены, и мы втроем пошли к трамвайной остановке, чтобы отправиться в центр чешской столицы. Саша с Олей, оказалось, на трамвае еще не ездили, а везде ходили пешком – даже до моего отеля они добирались ранним утром целый час исключительно своими собственными ногами. Поэтому я провел небольшой ликбез о том, как пользоваться городским общественным транспортом Праги, но клятвенных обещаний не ходить пешком от своих попутчиков так и не дождался.

– Мы будем гулять пешком, для здоровья полезно, – ответили они в один голос, и мы вошли в магазин «Вечерка» и купили там билеты на трамвай.

Трамвайная остановка была от нас в двух шагах, поэтому через минуту мы оказались на ней, а вскоре к ней подъехал трамвай нужного нам маршрута. Мы вошли в него, не забыв перед этим нажать кнопку на двери, прокомпостировали билеты и через девятнадцать минут вышли на остановке «Вацлавская площадь» («Vaclavske namesti»).

Вацлавская площадь при свете дня немного разочаровала. Я ждал чего-то другого... Во-первых, это, скорее – не площадь, а широкий проспект с бульваром без деревьев посредине, а, во-вторых, она оказалась достаточно крутой и протяженной, что особенно чувствовалось, когда торопишься снизу вверх, чтобы не опоздать к памятнику Св. Вацлаву на очередную экскурсию.

Св. Вацлав на коне
Св. Вацлав на коне

Конный памятник Св. Вацлаву – еще одно «разочарование».

Именно в кавычках.

Дело в том, что последние несколько лет, путешествуя, я неустанно выполнял просьбу моего московсого друга Вячеслава Яшина и пытался пополнить его фотоколлекцию под интригующим названием: «Конские тестикулы в городском пейзаже», т. е. фотографировал эти самые медные, бронзовые, гранитные и даже позолоченные конские тестикулы на памятниках. Считал, что преуспеваю в этом неплохо: расширил географию Славиной коллекции до Екатеринбурга на востоке, до Питера на севере, до Киева и Минска на западе. Очень хотел привезти новые фотоэкспонаты из Европы, но не тут-то было! Памятник Св. Вацлаву оказался настолько высок, что оптики моего фотоаппарата явно не хватало. Да и солнце мне на помощь совсем даже не торопилось – нужное место памятника оставалось в густой тени, и проработать его во всех деталях никак не получалось.

Забегая вперед, скажу, что увековеченные кони Дрездена и Вены меня «разочаровали» окончательно – как количеством, так и качеством: их не перечесть, к тому же они высоки и велики – не дотянешься! И не обойдешь весь город за несколько часов – нелепо все мизерное свободное время в новом интересном городе израсходовать хоть и на нужное для друга, но все-таки сомнительное для окружающих дело. Пришлось мысленно попросить у Славы прощения и, признав свое поражение перед таким нескончаемым стадом, смотать удочки, т. е. зачехлить фотоаппарат. Правда, один конь в Вене мне поддался. Красивый, ярко раскрашенный, он оказался моего роста. Слава, это тебе в коллекцию последний от меня экспонат. Все, умываю руки. Но оставляю за собой право реабилитироваться в будущем и вернуться к охоте на коней, если разбогатею настолько, что куплю приличную «зеркалку».

Рядом с памятником Св. Вацлаву клубилась толпа туристов, среди которых я увидел и нашу группу. Им предстояла обзорная пешеходная экскурсия по историческому центру Праги. От передвижений стадом мы отказались и продолжили самостоятельную прогулку.

На вершине Вацлавской площади
На вершине Вацлавской площади

Несколько раз перейдя проезжую часть на площади, заметил интересную особенность, связанную с водителями и пешеходами. Мне, как гаишнику в прошлом, как водителю и пешеходу в настоящем и будущем, в новой стране всегда интересно посмотреть и оценить взаимоотношения участников дорожного движения. Невооруженным глазом видно, что на пешеходных переходах Европы люди «голые» однозначно главнее людей «в тонне железа». Стоит только пешеходу подойти к проезжей части и остановиться у бордюра, как все водители останавливаются перед пешеходным переходом и ждут, когда пешеходы удалятся на противоположный тротуар. Даже не так: не перед пешеходным переходом, а за 20-30 метров перед ним. Чтобы, не дай бог, кого-нибудь не испугать и кому-нибудь не помешать. Очень непривычное зрелище, но мне понравилось. Когда я вернулся домой, стал поступать так же. Представляете, в Челябинске остановиться в паре десятков метров перед пешеходным переходом, а не зависнуть над ним бампером! Но мне понравилось! Теперь езжу по городу и чувствую себя почти европейцем.

Тем временем мы не спеша спустились по Вацлавской площади от Национального музея (Narodni muzeum) к улице На Пршикопе (Na Prikope), затем дошли до площади Республики (Namesti Republiky) и вышли к Пороховой башне (Prasna brana). Отсюда до Староместской площади (Staromestske namesti) было совсем рукой подать, но пройти этот путь без задержек нам не удалось. Уж больно притягивали к себе витрины сувенирных магазинчиков, и мы заходили почти в каждый из них. А кроме того, практически на каждом шагу среди брусчатки встречались люки – страсть Саши. Он не мог пройти мимо них, не сняв на фото. Да и было что снимать. Например, один из люков прикрывал собой не абы что, а трубопровод с водкой! Не верите? Смотрите фотографию – на ней четко видно, что на люке написано: «Vodka». Прямо Великий Гусляр какой-то, а не Прага! Но водка – не пиво, поэтому мы не стали открывать люк на глазах десятков туристов, а пошли дальше.

Водка в Праге спрятана глубоко – не добраться
Водка в Праге спрятана глубоко – не добраться

Вышли на Староместскую площадь.

Вот это место в старой Праге стало для меня самым любимым. Где бы я ни был в последующие дни, меня все равно тянуло незримой силой на Староместскую площадь. С этой силой я бороться не мог и не хотел, поэтому все маршруты строил с таким расчетом, чтобы непременно пройти через площадь. А это, ни много ни мало, раз пять в день...

Староместская площадь
Староместская площадь

Мы ступили на брусчатку площади и стали свидетелями завораживающего зрелища. Площадь была окружена дворцами, освещалась ярким, теплым солнцем, по периметру, в тени, лежал сметенный к бордюрам утренними дворниками снег, над нами торчали из-за стен музея Альфонса Мухи верхушки храма Девы Марии перед Тыном (Kostel Matky Bozi pred Tynem), а в самом центре, рядом с памятником Яну Гусу, рабочие устанавливали рождественскую елку – ведь через месяц Рождество. Было еще достаточно раннее утро, и потому площадь народом запружена не была. Чуть пройдя вперед и немного осмотревшись, мы увидели церковь Св. Николая (Kostel svateho Mikulase) и староместскую ратушу (Staromestska radnice) с астрономическими часами Пражский Орлой (Prazsky orloj). Часы не заставили себя ждать, и уже через пару минут мы наблюдали представление, которое разыгралось на высоте пяти метров над нами в традициях средневекового кукольного театра: скелет дергал за веревочку колокол, ангел опускал карающий меч, святые, сменяя друг друга, показывались в окнах часов, а в завершение всего прокричал петух.

Центральная часть часов Орлой
Центральная часть часов Орлой

Покрутившись на площади еще какое-то время, мы пустились в хитросплетения узких улочек, желая выйти к Карлову мосту. Что-то было подозрительно знакомо в нависающих средневековых домах, такое впечатление, что я уже здесь был. Конечно же, ночью мы здесь плутали, перед тем как выйти к мосту! Вышли к нему и сейчас.

Нам оставалось перейти улицу Smetanovo nabr., и мы должны были выйти на небольшую площадь перед Карловым мостом.

Перед нами – пешеходный переход и светофор. Мы стояли и ждали зеленого сигнала. Загорелся зеленый. Мы начали прогулочным шагом переходить улицу... Через четыре секунды светофор сменился на красный! А мы еще и до половины дороги не дошли. Как так? Так ведь и бегом не перебежишь. Идем дальше – не возвращаться же, – но ни одна машина не двинулась с места, пока все люди не достигли тротуаров. Кстати, российскими ПДД такая ситуация также предусмотрена: «На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления» (п. 14.3). Но у нас на практике такая ситуация встречается крайне редко, а в Праге на аналогичном пункте правил как раз все и построено. Зеленый загорается всего лишь на несколько секунд, чтобы пешеходы начали переходить проезжую часть, затем для припозднившихся загорается красный, а более расторопные продолжают свой путь, при этом водители их ждут.

Мы много раз затем ходили и под этим светофором и под многими другими, такими же «быстрыми», но однажды (думаю, это было в выходной) светофор перед Карловым мостом был отключен. Мы подошли к дороге и увидели, что через нее сплошным потоком туда и обратно идут люди, а машины стоят. Причем стоят уже давно, в арку уходит приличный хвост. Мне стало жалко водителей, и я громко сказал: «Давайте пропустим машины, а то они так до завтра не проедут». Почти все туристы (видимо, те, которые понимают по-русски) остановились, послушались. А куда денешься – голос-то гаишный! Водитель «Шкоды» с нашей стороны чуть не выпрыгнул в окно – так он нам кланялся и благодарил, что его пропустили. Я сделал великодушное лицо и позволил ему восторгаться моей воспитанностью и внимательностью. «Шкода» проехала. А следующая машина скромно заняла ее место и остановилась: проходите, я подожду. И народ пошел снова.

Карлов мост при свете дня произвел совсем иное впечатление, нежели ночью. Он просматривался целиком и казался внушительной длины. Картину немного портили сетки и заборы, что перегораживали мост ровно наполовину – шла замена брусчатки. В этой зауженной части моста гуляющий народ расходился с трудом, но, миновав зону ремонтных работ, рассредоточивался, позволяя нам занять удобное и более-менее свободное место для съемки. Никто не проходил мимо статуи святого Яна Непомуцкого: всем хотелось дотронуться до собачки, присевшей у ног короля Вацлава IV, изображенной на барельефе. Мы не знали точно, зачем это нужно делать, но Саша с Олей погладили собачку по спине, полагая, что это приносит добро и здоровье домашним питомцам. Хорошо бы так оно и было, но я в последний момент вспомнил, что, по одному из преданий, погладить собачку – значит обещать супружескую верность. А ведь я был в Праге без жены, поэтому столь опрометчивый поступок совершать не стал: кто знает, сколько эта клятва держится, – а вдруг целую неделю?

Отполированная тысячами рук собачка
Отполированная тысячами рук собачка

Пятьсот двадцать метров моста были пройдены, и, миновав малостранские мостовые башни, мы оказались в другом районе старой Праги – Мала Страна (Mala Strana). Район отличался от пройденных прежде, в первую очередь, своим рельефом: все улицы шли или вниз, или вверх – близость Пражского града давала о себе знать. Но пора было обедать, поэтому мы решили поискать ресторанчик, чтобы подкрепиться.

На Карловом мосту (сзади нас идет реконструкция брусчатки)
На Карловом мосту (сзади нас идет реконструкция брусчатки)

Пройдя мимо американского посольства и попетляв по извивающейся улочке Тржиште (Trziste), мы поднялись к ресторану «Baracnicka Rychta», в котором, предварительно ознакомившись с ценами в меню, и решили отобедать. Молодой чех-официант принес нам меню, и через пару минут мы уже заказывали чешские блюда: вепрево колено – Саше, овощной салат – Оле, суп в хлебе – мне. К сожалению, официант сказал, что супа в хлебе нет, а есть просто суп в горшочке. Ну и ладно – пусть будет суп не в хлебе. Пока готовили горячее, нам принесли пиво и сок. (Угадайте, кто заказал сок?) На улице было прохладно, около нуля, хотя и со знаком плюс, и в ресторане мы немного согрелись, даже руки оттаяли и смогли сжимать и разжимать замерзшие от холодного металла фотоаппаратов пальцы. Через четверть часа подали наши горячие блюда. Вепрево колено оказалось похлеще, чем накануне: мяса в нем было еще меньше, зато его место занимали хрящи. Но, как ни удивительно, Саша с удовольствием обглодал полуметровую кость. Нда, на любителя... Мой суп меня вполне устроил: он был вкусный, горячий, я смог им наесться – что еще нужно?

С едой и множеством кружек пива было покончено, и мы подозвали официанта и попросили принести счет. Счет нас немного смутил. В нем почему-то оказалось на две кружки пива больше, чем было выпито, и, что совсем удивительно и неприятно, супа в счете значилось два: в хлебе и в горшочке. Пришлось объяснить жадному официанту, что он не прав, и предложить ему оплатить весь счет самостоятельно. Вероятно, это показалось ему накладным, потому что через мгновение он предоставил нам правильный счет, в котором не было ничего лишнего. Вот его-то мы и оплатили. Стоит уточнять, что чех-официант чаевых от нас не получил?

Сражаясь с вепревым коленом...
Сражаясь с вепревым коленом...

Сытые и довольные, мы начали подъем на холм, чтобы выйти к Пражскому граду. Но раз я вчера уже поднимался примерно отсюда, то решил вести своих сегодняшних попутчиков не по многочисленным ступенькам лестниц, как вчера, а параллельным путем: сначала по улице Нерудова (Nerudova), а затем по улице Увоз (Uvoz) вдоль забора, за которым открывался изумительный вид на красные черепичные крыши Праги. На некоторых крышах еще лежали остатки снега, что придавало древнему городу поистине сказочный вид. Никаких сомнений в том, что скоро Рождество, не оставалось. Улица вывела нас на одну из площадей района Градчаны, где мы повернули направо и двинулись в обратную сторону по Лоретанской улице (Loretanska). Недалеко находился Лоретанский монастырь (Loreta), но мы лишь запечатлели его на фото с высоты площади и пошли к Граду. Градчанская площадь (Hradcanske namesti) перед входом в Пражский град была мне знакома по ночным похождениям: даже пакеты для собачьих дел были там, где мы их оставили накануне. Ворота в Град, а по совместительству – и резиденцию Президента Чешской Республики (государственный флаг лениво развевался на слабеньком ветру, значит Вацлав Клаус был на своем рабочем месте), были открыты, и народ тонкой струйкой вливался в них, чтобы, миновав первый двор, исчезнуть в арке. Их примеру последовали и мы. Пройдя в арку, мы оказались во втором дворе Пражского града и просто-таки уперлись носами в собор Св. Вита. Было такое впечатление, что собор вот-вот на нас наступит – он находился так близко и был такой высокий, что вместить его в поле зрения не удавалось. Что уж тогда говорить о фотоаппарате – пришлось снимать собор по частям. Внутрь мы не пошли: то ли не захотели, то ли решили оставить на следующие дни. Но обошли его вокруг. Ощущения, что ты попал в средневековый замок, были настолько реальными, что их не смогли испортить даже японские организованные туристы, ходившие за своим гидом с задранными головами и разномастными фото- и видеокамерами.

Площадь перед Пражским градом
Площадь перед Пражским градом

На Злату уличку (Zlata ulicka) мы не пошли. Видимо, тоже решили оставить на потом, а может быть, пожалели 250 крон за вход. Возможно, нужно было вернуться сюда вечером, после 18.00, когда стражи при входе спешат домой и уже не требуются входные билеты...

Мы вышли из Града на очередную смотровую площадку, с которой открывался вид почти на всю Прагу, и начали спуск по лестницам. Скоро мы пересекли Влтаву по Манесову мосту (Manesuv most), а спустя еще полчаса (через Староместскую и Вацлавскую площади) добрались до главного железнодорожного вокзала (Hlavni nadrazi). На подступах к вокзалу нам пришлось обходить серое мрачное здание, которое было огорожено непроходимым забором. Над зданием реял американский флаг. И было непонятно, кто это здание так огородил – чехи или американцы? Этакая небольшая «зона» в сердце свободной европейской столицы.

Пражский град с набережной Влтавы
Пражский град с набережной Влтавы

Перед нами стояла задача: выяснить на вокзале о возможности съездить поездом в Дрезден и Вену и при удачном стечении обстоятельств купить билеты. Расписание мы нашли, но разобраться в нем было не так уж и просто. Оказалось, что расписание на главном вокзале захватывает только те поезда, которые с него и отправляются, а указанные в моих распечатках с сайта чешских железных дорог (www.cd.cz) поезда в Вену почему-то в вокзальном расписании отражены не были, так как отправлялись они с вокзала Голешовице (Nadrazi Holesovice). Почему поезда на юг (в Вену) отправляются с более северного вокзала, я понять не мог, пока позже не прочитал объявление о ремонте какого-то моста, из-за которого и изменили расписание. Узнали цены в кассе и сравнили их со стоимостью предлагаемых экскурсий. Самым дешевым вариантом было предложение пражского гида Наталии Гудковой, с которой я вел переписку перед поездкой. Я ей позвонил, чтобы еще раз уточнить цену и время экскурсий, но Наталия меня огорчила, сказав, что на конец ноября экскурсии отменены из-за недостатка желающих. Один вариант отпал. Предстояло сравнить предложения от наших туроператоров – моей «Невы» и Сашиного «Капитал-тура». Саша позвонил своему гиду. Цены в «Капитале» оказались выше цен «Невы». В свою очередь, цены «Невы» были практически вровень с билетами на поезд туда-обратно при покупке их в кассе вокзала: 65 евро стоила организованная поездка в Дрезден (включая восьмиевровый билет в Дрезденскую картинную галерею), 75 евро просили за поездку в Вену. Ну что ж, едем с «Невой».

Панорама Праги
Панорама Праги

Больше на вокзале делать было нечего, солнце клонилось к закату, и мы вернулись на Вацлавскую площадь. Здесь уже наступили первые сумерки, и Саша с Олей засобирались в отель – явно сказывалось то, что они продолжали жить по челябинскому времени и четыре часа разницы не позволяли им гулять допоздна. Они пошли пешком в свой отель, а я остался на площади. Ведь я уже несколько раз за сегодня проходил мимо центрального пражского книжного магазина «Neo Luxor», но так в него ни разу не зашел. Четыре этажа книг покорились мне за два с небольшим часа, и я, очень довольный сделанными покупками, последовал примеру моих земляков и пошел на трамвайную остановку, чтобы еще через двадцать минут быть в отеле. Там я оплатил нашей сопровождающей предстоящие поездки в Дрезден и Вену, поужинал в номере купленными заранее в китайском магазинчике рулетами с маком и лег спать. Завтра предстояло ехать в Германию.


День третий, 25 ноября 2008 г., вторник
Прага – Дрезден (Германия) – Прага

Утро началось уже привычно рано – часов в семь. Быстрые сборы в дорогу, завтрак в ресторане отеля на скорую руку, и вот уже мы с Леной и Ларисой стоим на трамвайной остановке. Подошел наш трамвай, и мы поехали в сторону Вацлавской площади – сбор группы был назначен у памятника Св. Вацлаву. И тут – первый и единственный раз за неделю в Праге – мы попали в пробку. Причем пробку трамвайную. В районе метро «Пальмовка» на небольшой площади пересекаются железные пути шести направлений. И надо же было в утренний час пик на этом оживленном перекрестке одновременно собраться дюжине трамваев с разных уголков просыпающейся Праги! Но так случилось. Мы потеряли в очереди на проезд перекрестка почти три минуты и начали волноваться, что нам не хватит нашего двадцатиминутного билета, чтобы добраться до цели. Мы уже стали рассматривать варианты: выйти на остановку раньше и дальше бежать пешком или прокомпостировать второй билет и доехать одну остановку на нем? Сработал третий вариант – мы проехали одну остановку (две минуты!) «зайцами».

Быстрым шагом поднялись вверх к памятнику Св. Вацлаву, где и встретились с остальными нашими потенциальными попутчиками в соседнее государство.

Двадцатиместный белый автобус «Мерседес» ждал нас у железнодорожного вокзала.

С вечера все были предупреждены пражским гидом, пани Ганой, взять с собой на экскурсию в Дрезден загранпаспорт. Границы между Чехией и Германией нет – Шенген все же, – но бывают выборочные проверки туристских автобусов, приезжающих из соседних стран, и тогда паспорт может потребоваться. Уже погрузившись в автобус, стали проверять, не забыл ли кто из группы загранпаспорт. Никто не забыл... почти никто. Паспорта не оказалось у руководителя нашей группы. Пришлось высадить Таню у ближайшей станции метро, хорошо что из Праги выехать еще не успели.

Дорога в сто шестьдесят километров заняла чуть больше двух часов. Правда, пришлось потерять минут десять в пробке, которая возникла перед реверсивным светофором – в одном месте шел ремонт моста, и дорога была заужена до одной полосы. Но вскоре мы миновали этот мост, а затем и несколько тоннелей. После одного из них дорога изменилась: появились стыки в бетоне вместо ровного асфальта, а надписи на знаках стали немецкими, а не чешскими. Мы въехали в Германию. Появился снег на обочинах. Но ведь до тоннеля его не было. Значит, граница между странами все же существует – не смогли ночные снежные тучи перебраться через пограничные Рудные горы (Krusne hory) высотой 1200 метров из Германии в Чехию.

По дороге из Чехии в Германию
По дороге из Чехии в Германию

Дрезден на подъезде оказался почти современным городом. Заброшенные советские панельные девятиэтажки (центр Саксонии Дрезден находится в бывшей Восточной Германии), в которых останавливаются, как в гостиницах, гости местных жителей, являли собой типовой спальный район восьмидесятых. Ближе к центру потянулись кварталы двух-, трех- и пятиэтажных домов – послевоенных и социалистических. Ничего удивительного в этом нет, ведь в феврале 1945 года Дрезден подвергся налету бомбардировщиков союзников – английские и американские летчики разбомбили старейший немецкий город в пух и прах. Уже после войны исторический центр города был восстановлен или заново отстроен. Но все же Дрезден на всем своем протяжении смотрелся истинно немецким – чистым, аккуратным и опрятным. Даже таявший снег не портил картину и не мешал ездить толпам велосипедистов.

Эльба
Эльба

Автобус привез нас на Театральную площадь (Theaterplatz) с оперой Земпера (Semperoper) и высадил перед дворцовым комплексом Цвингер (Zwinger), в котором разместилась Галерея старых мастеров (Gemaldegalerie Alte Meister), также известная как Дрезденская картинная галерея. Наш толковый гид предложила нам поступить не так, как обычно делают все туристические группы, а совершенно наоборот: начать с краткой обзорной экскурсии, затем самостоятельно погулять по городу, а уже перед отъездом посетить галерею, вместо того чтобы с нее начинать. Ведь у каждого человека свое отношение к искусству, и обязывать всех строго по часам ходить по залам, чтобы затем всем вместе идти дальше по городу, наша сопровождающая посчитала неправильным. Я с ней был совершенно согласен. К тому же, перед отъездом каждый может четко спланировать время и выделить нужное для посещения галереи с таким расчетом, чтобы, окончив осмотр всемирно известных картин, оказаться в автобусе в назначенный час. А пока все зашли внутрь галереи, там получили билеты от гида, посетили туалеты, а кому было нужно – оставили лишние вещи в камере хранения до вечера.

Театральная площадь под снегом
Театральная площадь под снегом

Над Театральной площадью вышло теплое солнце, и снег начал подтаивать под ногами. Во время непродолжительной экскурсии мы зашли в действующий кафедральный собор Хофкирхе (<>Hofkirche<>), прошли мимо музея «Зеленые своды» (Grunes Gewolbe), мимо самого большого в мире фарфорового панно «Шествие князей» (Furstenzug) и поднялись по лестнице на террасу Брюля (Bruhlsche Terrasse), откуда нам открылся замечательный вид на Эльбу с мостом Августа (Augustusbrucke). На другом берегу, вдалеке, виднелся позолоченный конный памятник Августу Сильному (August II der Starke). Опять я вспомнил о Славе с его коллекцией, но раз уж решил – больше никаких коней, то не стал ловить такси, чтобы быстренько сгонять к памятнику и провести фотосессию. Через десять минут мы вышли к церкви Богородицы – Фрауэнкирхе (Frauenkirche). Там обзорная экскурсия была завершена. Лена и Лариса от меня сбежали, и мы втроем, с Сашей и Олей, отправились гулять по городу.

Фарворовое панно «Шествие князей»
Фарворовое панно «Шествие князей»

Дрезден – город трамваев и велосипедов. Трамваев достаточно и в Праге, но здесь они были повсеместно и ходили практически друг за другом. Сдвоенные, строенные и даже спятеренные вагоны (практически метропоезда!) очень отличаются один от другого: только что проехало чудо из пятидесятых годов, и вот его догоняет совершенно новый собрат, созданный в дизайн-студии «Порше». Что удивительно, на трамвайных путях никто не паркуется, никто не мешает трамваям двигаться быстро и строго по графику. Также никто не мешает и велосипедистам на отведенных для них велодорожках. Велосипедистов, как мы заметили, было больше утром и вечером; днем они, вероятно, работают, и их железные кони спокойненько отдыхают на парковках вдоль тротуаров.

Красный дрезденский трамвай
Красный дрезденский трамвай

Пешеходная Пражская улица (Prager Stra?e) привела нас к рождественскому базару, многочисленным магазинам с распродажами и далее – к вокзалу. На привокзальной площади мы в очередной раз фотографировали друг друга по очереди. Мимо спешил, очевидно, на поезд, солидный господин с «дипломатом», но, увидев наши потуги сфотографироваться, не поленился, вернулся к нам и предложил: «Давайте я сфотографирую вас всех вместе». Почему в Германии у совершенно незнакомых чужих людей возникает спонтанное желание по-доброму помочь другим людям, а у нас никому ни до кого нет дела? Расслабьтесь, вопрос риторический, ответа я не жду.

На улицах Дрездена
На улицах Дрездена

На площадях Дрездена
На площадях Дрездена

Свободного времени нам отвели не очень много – около пяти часов, но и не беда: в конце ноября темнело рано, поэтому нагуляться всласть все равно бы не удалось. На обратном пути к Цвингеру мы оказались в большом торговом центре – Altmarkt-Galerie. В нем, на одном из подземных этажей, и поужинали. Мне досталась огромная немецкая сосиска с гарниром из печеного картофеля на большом блюде за 3,95 евро и сок за 1,90 евро. Неплохо для Германии, учитывая то, что я наелся практически до следующего утра.

За ужином
За ужином

Выйдя из торгового центра, мы поняли, что сумерки мы пропустили, потому что над Дрезденом была темнота. До отправления автобуса оставалось часа полтора, стало холодно, и поэтому мы решили остаток дня посвятить «Сикстинской мадонне» Рафаэля и прочим шедеврам голландской, французской, итальянской и немецкой живописи XV-XVII веков. Честно признаюсь, первый раз в жизни я был поражен увиденным: полотно Рафаэля было не только великим, но и огромным – оно занимало всю центральную стену совсем не маленького зала! Видя раньше лишь репродукцию картины на открытках и в альбомах, я и не подозревал, что она такого размера. Я ждал нечто похожее на Джоконду да Винчи в Лувре, под стеклом, чуть ли не увеличительным. Но после знакомства с творением Рафаэля мой скепсис поубавился, и я, даже с некоторым удовольствием, обошел все залы галереи, чего со мной никогда раньше не случалось. Я – отдельно, картины – отдельно. Этот закон в Дрездене не прошел проверку на прочность. Теперь с чистой совестью могу называть себя ценителем искусства.

Билет в Дрезденскую картинную галерею стоимостью 8 евро позволял посетить еще Дрезденскую оружейную палату (Rustkammer) и выставку современной скульптуры. Скульптура, в основном гипсовая, впечатления не произвела, а вызвала лишь ироничную усмешку. Экспозиция же оружейной палаты, наоборот, покажется кому-то интересной: различное холодное и огнестрельное оружие и воинские доспехи, включая боевых коней в латах и кольчугах.

Вечер на Театральной площади
Вечер на Театральной площади

Минут за пять до запланированного отправления все собрались у подошедшего за нами «Мерседеса», расселись по своим местам и отправились в обратный путь – в Прагу. На этот раз водитель избрал другую дорогу. Мы ехали не по автобану, а по дорогам местного значения. Зато почти весь путь нас сопровождала германская Эльба, ставшая затем – после незамеченной нами границы – чешской Лабой. Извивающийся берег реки был подсвечен фонарями, вдоль берега были припаркованы катера, яхты и лодки. Жаль, что было очень темно, думаю, днем пейзаж с рекой произвел бы неизгладимое впечатление.

В Прагу вернулись около десяти вечера, идти куда-то было уже неохота, поэтому прошли от остановившегося у вокзала автобуса через Вацлавскую площадь к остановке и на трамвае вернулись в отель.


День четвертый, 26 ноября 2008 г., среда
Прага – Вена (Австрия) – Прага

Утро четвертого дня на европейской земле должно было повторить почти в точности утро предыдущее, за одним лишь исключением – выезд а Австрию планировался более ранним. К счастью, скоро обнаружилось еще одно отличие утра нынешнего – в трамвайную пробку мы не попали, поэтому благополучно доехали за отведенную нам билетом треть часа до Вацлавской площади. Там нас уже ждали Саша с Олей, и мы без приключений добрались сначала до памятника Св. Вацлаву, а затем и до автобуса у вокзала. Автобус на этот раз был другой – «Исудзу» – более вместительный, но от того не более удобный. Место рядом со мной пустовало недолго, и скоро его заняла Таня, но не руководитель нашей группы (она не поехала в Вену вообще, видимо, до сих пор искала свой паспорт), а девушка из Якутска, оставшаяся в этот день без своей постоянной попутчицы. Я не расстроился такому соседству – было на ком подремать во время долгого пути.

Путь действительно оказался долгим: три часа до Брно, полчаса на перекус в кафе на заправке «Agip», затем еще два часа до Вены. В общей сложности в дороге мы были почти шесть часов. За это время сменился водитель: первый, спокойный и аккуратный, вышел в Брно, и его место занял второй – тупой и наглый любитель устраивать гонки на узкой ночной горной дороге.

Понять, что мы уже в Австрии, можно было не только по дорожным знакам с надписями на немецком языке, но и по появившимся за окнами автобуса в огромном количестве ветрякам. Высоченные, с огромными лопастями, они крутили ими неспешно, будто нехотя. Виной тому был не очень сильный ветер. Перед самой Веной начались очереди на проезд в зауженных из-за ремонта местах дороги. Широкая автомагистраль из Вены в Прагу только начинает строиться, потому что раньше в ней не было особой нужды – граница с Чехословакией и жесткая таможня на социалистической стороне лишали итальянских, швейцарских и австрийских автоперевозчиков возможности срезать дорогу и везти грузы через Чехию в Германию и Скандинавию. Теперь более прямой путь открыт, а скоро и сама дорога будет в состоянии пропускать нескончаемые потоки грузовиков с длиннющими прицепами.

Ветряки из окна автобуса
Ветряки из окна автобуса

За несколько километров до Вены стали видны Альпы, которые еще чуть подросли, когда мы въезжали в столицу Австрии. Скоро мы пересекли по двум мостам Дунай, разделенный в этом месте на два протока, и оказались в деловом центре Вены с зеркальными офисными высотками. Не успели мы полюбоваться современными постройками, как автобус прибыл к первому месту, которое нам, согласно экскурсионной программе, следовало посетить. Мы выгрузились из поднадоевшего автобуса и отправились осматривать «кривой» дом – творение современного архитектора Хундертвассера (Hundertwasserhaus). Любопытное зрелище, но не более того.

«Кривой» дом Хундертвассера
«Кривой» дом Хундертвассера...

«Кривой» тротуар Хундертвассера
... и его же «кривой» тротуар

Зато рядом с местом парковки нашего автобуса я нашел замечательного красочного гипсового коня, к тому же он был невысок, строен, и потому я не смог пройти мимо и сделал на этот раз очень качественные снимки для Славиной коллекции. Думаю, эти снимки оказались завершающими в моей «конской охоте».

Голубой конь
– Слава, это тебе! Подробности письмом...

Следующая остановка состоялась у дворцового комплекса Бельведер (Belvedere) в стиле барокко. Мы вошли на территорию комплекса, посмотрели издалека на Верхний дворец, сделали пару снимков «на фоне» и... замерзли. Все экскурсанты в один голос потребовали, чтобы их везли в центр Вены. Там стены домов поближе и ветер так не дует. Мы спорить не стали, нам тоже такой план был на руку.

Бельведер
Бельведер

Мы выехали на колецевую улицу вокруг самого центра Вены с бульварами посредине – Рингштрассе (на самом деле Рингштрассе – название условное, венское кольцо состоит из нескольких улиц, так же, как, например, в Москве Садовое кольцо состоит из множества Садовых улиц). Доехали до площади Марии-Терезии (Maria Theresien Platz) и покинули автобус, теперь уже до самого возвращения – после короткой обзорной экскурсии под водительством нашего гида нас ждало свободное время. На площади Марии-Терезии шумел рождественский базар, но мы перешли через Рингштрассе и оказались на другой площади – Хельденплац, или площади Героев (Heldenplatz), внутри дворцового комплекса Хофбург (Hofburg), в котором сейчас расположена официальная резиденция президента Австрии. Затем мимо памятника Моцарту, через сад Бурггартен (Burggarten), вышли на площадь Альбертина (Albertinaplatz) к одноименной галерее и Венской опере, где и закончилась краткая обзорная экскурсия. Ну и ладненько: теперь мы свободны и можем гулять где вздумается.

Хофбург
Хофбург

Нам вздумалось гулять по пешеходной улице Карнтнерштрассе (Karntner Stra?e) – от оперы до собора Св. Стефана (Stephansdom) и обратно, по еще одной широкой пешеходной улице Грабен (Graben) – мимо Чумной колонны XVII века, под хрустальными люстрами, висящими под открытым небом на растяжках между домами, а также по многочисленным улочкам и переулкам ближайших кварталов. Пытались посидеть в кофейне за венскими булочками с венским кофе, но цены нас очень сильно удручили, и мы оставили эту затею – расставаться с двадцатью евро на одного не хотелось, и пришлось довольствоваться сухим пайком, привезенным с собой из Праги. Вообще говоря, Вена нам показалась очень дорогой по сравнению с другими европейскими городами в плане пропитания, может быть, виной тому то, что мы крутились лишь в самом центре, где кафе и рестораны рассчитаны на очень богатых туристов. А вот сувениры в самом сердце австрийской столицы оказались очень дешевыми, дешевле подобных в той же Праге.

Собор Св. Стефана в лесах
Собор Св. Стефана в лесах

Пешеходная улица в Вене
Пешеходная улица в Вене

Погуляв вокруг да около, мы снова вернулись на Грабен. Люстры вовсю светили, площадь была заполнена народом, посреди ее расположились кафе и бары под открытым небом. В один из баров заглянули и мы. Саша с Олей выпили по кружечке глинтвейна – горячего вина. Это им здорово помогло – они согрелись, в отличие от меня, ведь я-то пил холодный апельсиновый сок.

Под венскими люстрами
Под венскими люстрами

Был уже глубокий вечер, темнота давно поглотила Вену, и нам пора было возвращаться к автобусу. Мы вышли на площадь архангела Михаила (Michaelerplatz) на задах Хофбурга. Площадь была почти без подсветки, и что-то разобрать на ней можно было лишь с большим трудом. Я вспомнил фотографии дневной площади – аккуратной, яркой и симпатичной – и пожалел, что светлого времени нам не хватило. С площади уходило несколько улиц в разные стороны, и мы решили уточнить у местной публики нужное нам направление. За этим и обратились к двум молодым людям, шедшим навстречу. Услышав нашу русскую речь, они тоже перешли на свой родной русский и предложили нам купить билеты в оперу. От оперы мы отказались, и им ничего другого не оставалось как указать нам верное направление к плошади Марии-Терезии. Мы поблагодарили студентов-гастарбайтеров из России, еще раз отказались от билетов в оперу и скоро вышли на площадь Марии-Терезии, пройдя по ночному Хофбургу.

Розовый венский трамвай
Розовый венский трамвай

До отправления автобуса оставалось около получаса, поэтому мы прошлись недалеко по Рингштрассе, а точнее – по Опернрингу (Opernring), позаглядывав в книжные и сувенирные магазины. Здесь-то мы и купили дешевые сувениры. Вернулись обратно и оставшееся время бродили по рождественскому базару. Саша опять умудрился погреться глинтвейном. Его примеру последовали и другие наши попутчики. Но вот, выпив вино, кружки они оставляли на столиках, чего делать, кончно же, не следовало. Пришлось мне взять их кружки и унести к стойке бара, где мне добродушные продавцы-австрийцы вернули за каждую кружку по два евро.

Пора уезжать из Вены, а моей соседки по автобусу Тани все еще нет. Где-то заблудилась. И почему не пошла с нами с самого начала? Но вот появилась и она, и автобус тронулся в обратный путь. Дорога заняла около пяти часов. Водитель гнал скорее домой, на экране телевизора строил рожи Роуэн Аткинсон, а я в полудреме успевал переводить соседям его нечастые, но убойные реплики, благо моего английского на это хватало: «Бин! Мистер Бин!»


День пятый, 27 ноября 2008 г., четверг
Прага

День пятый, а также шестой, седьмой и восьмой будут скоро описаны. Очень надеюсь, что у меня это получится несколько быстрее, чем первая часть отчета о поездке, работа над которой велась в час по чайной ложке ровно два года. Пока публикую фотографии.

Заходите в гости!

 

17 декабря 2008 г. – 8 апреля 2011 г. и далее...

 

Лестница с кронами
Лестница с кронами

Конь вдали, за рекой
Конь вдали, за рекой

Странные попутчики
Странные попутчики

На рождественской Староместской площади
На рождественской Староместской площади

Завершающая прогулка по Праге
Завершающая прогулка по Праге

 




(c) Михаил Манаков, все тексты и фотографии, кроме специально оговоренных, 2008-2011
Ваши замечания и предложения направляйте по адресу: E-Mail
Тексты, фотографии и другие материалы сайта
МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ АВТОРОВ И ИЗДАТЕЛЕЙ

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz